Строители рассказывают, почему альтернатив тротуарной плитке до сих пор не существует, а замощённые улицы способны без ремонтов прослужить столетие.
Сегодня под термином «тротуарная плитка» все понимают созданную промышленным способом плитку для мощения. Брусчатка изготавливалась из натурального камня и повсеместно покрывала улицы европейских городов. Но из-за дороговизны ещё в начале XIX века начались поиски её замены. В тот период и появились первые технологии производства бетонной тротуарной плитки. В самой рациональной и экономной, а потому богатой европейской стране Германии бетонная плитка и сегодня остаётся главным материалом для благоустройства самых престижных и значимых объектов.
К европейскому опыту в виде производства небольших кирпичиков тротуарной плитки в России пришли только в 90-е. Асфальтовые покрытия советского времени стремительно разрушались, а городам понадобился, с одной стороны, новый, а с другой — более интересный по экономике материал.
В 1996 году руководство ЖБК-1 начало переговоры с немецкой компанией о поставке технологической линии по производству тротуарной плитки. Внедрение производства обходилось предприятию в 2 млн долларов. Таких денег у завода не было. Кредиты в 90-е были диковинкой, промышленные предприятия с займами не связывались. Однако под этот проект решились взять большой кредит.
— Гиперинфляция «съедала» всю выручку. Приходилось задерживать зарплату до трёх месяцев, — вспоминает бывший директор ЖБК‑1 Юрий Селиванов.
И всё же 6 июня 1997 года запустили новое производство. В церемонии открытия приняли участие губернатор Евгений Савченко, мэр Белгорода Георгий Голиков и владыка Иоанн. Так началась новая эра в благоустройстве Белгородской области.
Мало кто знает, но массово укладывать плитку от ЖБК-1 на улицах начали не в Белгородской области. Новым материалом очень заинтересовался Александр Руцкой, который тогда был губернатором Курской области. В соседнем городе тогда начали активно обновлять центральную улицу Ленина, и в местной газете об этом вышла статья с заголовком: «В Курске Ленина кроют по-белгородски».
Стало ли это толчком — неизвестно. Но на фоне постоянной конкуренции Курска и Белгорода вскоре появились первые улицы, вымощенные плиткой. Сам по себе материал был дороже асфальта, а процесс укладки плитки требовал больше времени и квалификации. Однако уже на четвёртый год уложенная плитка давала экономию бюджетных вложений в благоустройство от 40 до 50 рублей за каждый квадратный метр.
Традиционный слух того времени — что личную выгоду от уложенной плитки имеет и губернатор. В разговоре с Юрием Селивановым Евгений Савченко как-то в шутку упомянул об этом слухе. Селиванов ответил, что отчасти так и есть — областной бюджет получил более сотни миллионов рублей экономии, не считая налогов и платежей — а это тогда было и «головной болью» губернатора.
В 2000 году площадь Революции (сейчас Соборная) решили наконец-то обновить. В тот год ЖБК‑1 только своими силами уложил около 110 тыс. кв. м плитки за сезон в Чернянке, Бирюче. С началом тёплого сезона до 1 мая прямоугольником вымостили улицу Ленина в Белгороде (теперь это Гражданский проспект), а с 10 мая начали работы на площади, закончив их к 1 августа.
На площади ко Дню освобождения Белгорода появилась композиция «Белгородская область» по проекту скульптора Бориса Пупынина и архитектора Виталия Перцева. В центре установили медальон «Белгородская область». Из-за характерного звона при хлопках в ладоши у горожан и туристов появилась традиция — хлопая, загадывать желание. На периферии от этого медальона расположились также таблички из бронзы, посвящённые каждому из районов области.
Одновременно с площадью в плитку одели и весь Свято-Троицкий бульвар. Постепенно новые дорожки и площади появились по всем городам, районным центрам, посёлкам и сёлам Белгородской области. Завод открыл представительства во многих городах по всей России. В итоге белгородская плитка от ЖБК стала брендом, символизирующим наивысшее качество покрытия. Именно в тот период Белгород по праву стал одной из российских плиточных столиц. Сейчас уложено около 25 млн кв. м по всей стране и за её пределами.
В начале нулевых в Белгороде решились на эксперимент: замостить не тротуар, а автомобильную дорогу на ул. Красина, теперь это ул. Н. Чумичова.
— Проект поручили ЖБК-1. Но пошли проливные дожди. Я умолял в мэрии остановить процесс и пока её не укладывать, ведь мы погубим эксперимент. Но нужно было успеть к определённой дате… Плитка почти за два десятилетия не разрушилась, но дорога просела, ибо трамбовать грязь невозможно, — вспоминает о том проекте Юрий Селиванов.
Юрий Селиванов рассказывает, что в первые годы после обновления площади и улиц с нового покрытия буквально сдували пылинки, боясь повредить. Некоторые дорожки, впрочем, уже тогда чистили ото льда ломами и топорами, но такие случаи были единичными. Поэтому на ЖБК‑1 были разработаны рекомендации по эксплуатации плиточного покрытия.
И укладкой Соборной площади, и укладкой плитки на дороге на ул. Н. Чумичова руководил Сергей Золотых. В 1998 году он пришёл на предприятие после БГТУ им. Шухова сначала обычным рабочим, но за короткий срок стал одним из лучших специалистов по укладке не только на ЖБК-1, но и в целом по России. С 2005 года работает в собственной компании, которая специализируется на благоустройстве.
— Посмотрите, мы сделали площадь, и плитка пролежала 18 лет. Из них 15 лет всё было идеально, не было никаких вопросов, потому что уборка площади в зимний период проводилась маломеханизированной техникой. А за последние годы, по моему мнению, площадь просто «убивали» реагентами и тяжёлой техникой, которая сдирала, а иногда и откалывала верхние слои, а соли, проникая внутрь, окончательно разрушали повреждённую плитку, — считает Сергей Золотых, — такое варварское отношение изувечит и гранит, и любой другой материал.
Гендиректор компании Александр Селиванов вспоминает о том времени, когда на Соборной площади устанавливали ёлку с голубой иллюминацией, металлические клинья для большого количества растяжек вокруг ёлки вбивали прямо в плитку. Совокупность этих факторов привела к тому, что на площади небольшая часть плитки оказалась разрушена, хотя в принципе эти 3–5 % можно было заменить безболезненно.
Эксперимент с мощением плиткой улицы Н. Чумичова Сергей Золотых также считает удачным.
— Асфальтовые покрытия, примыкающие к этой улице (пр. Славы, ул. Преображенская, Белгородский пр.), за это время переложили уже по три-четыре раза. А плитка пролежала столько лет и по сравнению с асфальтом, я уверен, трижды себя окупила, — уверен Сергей Золотых. — А с учётом того, что после демонтажа большая её часть могла быть применена в другом месте, то экономический эффект ещё выше.
Сергей Золотых говорит, что сама по себе плитка фактически не ограничена в сроке службы и правильная эксплуатация способна значительно снизить большие бюджетные расходы на благоустройство улиц.
— Она находится в отличном состоянии на многих улицах, в частных компаниях. Иногда людям просто приедается одна и та же плитка и они просят её снять и заменить. Эту же плитку мы снимем, продадим как б/у людям менее обеспеченным за полцены, и она дальше продолжит лежать вечно, если правильно уложена и нет механических повреждений.
Эксперт отмечает, что этот материал идеален для покрытия и больших площадей, и дворовых территорий, и парковок и так далее. Асфальт под воздействием влаги, расширяющейся в мороз, постепенно разрушается.
— С плиткой такого не будет. Она имеет фаски с каждой стороны. Почему мы и засыпаем её песком — она может дышать. И если возникает температурное расширение, она приподнимается, а потом становится на своё место. Для нашего региона, я считаю, это идеальный вариант. Я бы «закрывал» ею дворовые территории при реконструкции и совершенно точно забывал бы о каких-то проблемах как минимум на 25 лет, — говорит Сергей Золотых. — 23 года назад мы выложили дорогу из плитки ко входу в заводоуправление. Она и сейчас как новая, только стала ещё прочнее, так что 50 лет прослужит точно.
Что касается гарантии, то Юрий Селиванов вспоминает, как один солидный строитель с учёной степенью задал скептический вопрос: «Почему вы даёте гарантию на плитку 30 лет?» Ответ был таков: «Если мы дадим фактический срок службы — 100 лет, то вы не поверите, а 30–40 лет можете лично проконтролировать». И на практике это подтверждается.
— В далёкие 90-е всё начиналось с традиционного серого прямоугольника. Сейчас для производства доступны сотни окрасов, форм, фактур и толщин для всех случаев жизни. И для дорог, и для дренажных покрытий, и для велодорожек, и для тротуаров. И мы уверены, что будущее остаётся именно за плиткой, — заключает главный технолог ЖБК-1 Сергей Новиков.