Я б в строители пошёл...

Как уже сообщалось, 27 апреля с.г. на очередном заседании правительства области обсуждались актуальные проблемы системы образования и профессиональной подготовки кадров. В обсуждении этих проблем принял участие и генеральный директор строительной корпорации «ЖБК-1», депутат областной Думы Юрий Алексеевич СЕЛИВАНОВ. Предлагаем читателям сокращённый текст его выступления.

Актуальность вопроса кадров для всех очевидна. Я остановлюсь на своём видении существующих вопросов. К сожалению, не изжито и не изживается укоренившееся среди молодёжи мнение, что нужны «корочки» диплома, а не знания. Поэтому многие неграмотные и бесперспективные молодые люди поступают учиться на платной, внеконкурсной основе и не особо утруждают себя получением нужных знаний. В беседе с такими дипломниками выясняется, что у них знания на уровне десятиклассника-троечника. «Экономист» не знает, что такое рентабельность, «инженер» не знает, что такое изгибающий момент! И это не исключение - правило!

В нашей корпорации из трёх с половиной тысяч человек около 400, имея за плечами высшее и среднее специальное образование, трудятся рабочими. А поработав на рабочих должностях, многие из них отказываются от должностей инженерных, так как видят, что знаний не хватает, требования-то к инженеру - высокие!

В прошлом году мы вынуждены были проводить переучивание механиков своими силами, поскольку практически никто из дипломированных, вроде бы подготовленных «специалистов» не мог сделать элементарный теплотехнический расчёт. И это в условиях необходимости снижения в дза-три раза теплоэнергетических ресурсов!

Очень сложно найти специалиста из молодёжи, способного возглавить службу экономики, бухгалтерию, на должность главного инженера, энергетика, теплотехника, я уж не говорю о директорских должностях.

Из-за отсутствия грамотных расчётчиков в проектировании строительных конструкций, в результате многократной перестраховки, значительно повышается себестоимость зданий и сооружений. Перестраховщики в экспертизе приводят к необоснованным задержкам сдачи объектов, не считаясь даже с заключениями докторов наук, солидных институтов, которые пытаются их урезонить.

И ещё о квалификации. Мне пришлось буквально «вылавливать» талантливых ребят, помочь им окончить вузы и вот этот «выловленный поштучно» десяток человек составляет ту основу, которая сегодня «делает погоду» во всей корпорации. И все они - я хочу подчеркнуть это -из социально незащищённых слоев населения. Факт, над которым всем нам следовало бы задуматься.

Отследить таких ребят со школьной скамьи, дать им бесплатное образование, помочь построить карьеру - вот задача и власти, и бизнеса. Полагаю, должна быть отработана система мероприятий по отслеживанию талантов, контролю за их развитием, подготовкой и эффективной расстановкой.


Существующая порочная практика предоставления липовых гарантийных писем о трудоустройстве привела к тому, что, по отчётным данным, якобы все выпускники будут трудоустроены, но на деле из года в год рынок труда перенасыщается невостребованными «специалистами»: юристами, экономистами, менеджерами и тому подобное.

Убеждён, если бы они были настоящими профессионалами, они были бы востребованы.

Для того, чтобы повысить уровень квалификации молодых специалистов по вопросам управления, организации экономики производства и многим другим, мы вынуждены проводить дополнительные занятия в рамках внутрифирменного обучения.

На наш взгляд, высшим и средним учебным заведениям в своих учебных программах следует больше внимания уделять практике, причём настоящей практике на производственных базах. Необходимо продумать вопрос о том, что даже такому относительно крупному предприятию как ЖБК-1 достаточно сложно организовать полноценную практику для большого количества студентов. Учебно-методическим комиссиям вузов это следует учитывать.

Целесообразно рассмотреть вопрос включения в учебные программы занятий, проводимых с участием производственников-практиков, которые смогут знакомить будущих специалистов с реальными задачами современного производства.

Неграмотный хозяйственник, производственник - это крах предприятия, а неграмотные чиновники не только крах всех положительных начинаний власти, но и дискредитация этой власти.

И это видно на всех уровнях администрации, в том числе государственной. Одно понятие - Стабилизационный фонд и его использование - характеризует дремучую безграмотность, если это не преступность! А как это дискредитирует высшие этажи власти! Это же абсурд - деньги России работают не на благо России и её граждан, а подпитывают экономику стран Запада и, прежде всего, США.

Я сейчас говорю о выпускниках ВУЗов как специалистах по профилю. Но, к великому сожалению и несчастью нашего государства, мы молчим о духовно-нравственном, патриотическом воспитании студентов. Ибо сегодня, увы, честь и совесть - не в чести! Оно как донкихотство! Мы все знаем о фактах развращения морали общества «личным примером» на самом высоком уровне, а теперь - лицемерные траурные панегирики своих и циничные усмешки «забугорных друзей». Вот на чем воспитывается наше подрастающее поколение!

Безнравственный профессионал на ответственной должности, для которого деньги - главное мерило жизни, - это ещё страшнее. Уж лучше малограмотный, но порядочный и честный!

Вот в этой дилемме и варятся общество и государство.
Нравственное воспитание кадров - слишком широкий и глубокий вопрос, и, видимо, не сегодняшней повестки дня, но без этого мы идём в «никуда» и туда же придём.

Кадры решают всё! Мне думается, надо вернуть этот лозунг, но с уточнением - высоконравственные кадры решают всё! Отсутствие, а скорее, уничтожение идеологии, построенной на понятиях справедливости, порядочности, приведёт к печальному результату в воспитании молодёжи.

Пионерство Белгородчины в принятой программе улучшения качества жизни, сегодня, несколько лет спустя, стало произрастать на государственном уровне. Белгородцы могут стать и пионерами в создании белгородской идеологии воспитания подрастающего поколения, кадров, которые будут строить свою жизнь так, как мы их воспитаем - на духовно-нравственных основах. От этого зависит будущее и нашей области, и нашей России.

Профессионально-техническое образование многие годы являлось важнейшим звеном в системе подготовки рабочих кадров для предприятий. Однако экономические и социальные условия изменились, а подход к обеспечению отраслей квалифицированными работниками остался на прежнем уровне. Несмотря на сложившийся дефицит кадров, мы, работодатели, не видим, к сожалению, в ПТУ источник пополнения рабочих рядов.

Причин для этого достаточно, например: приступившие к работе молодые люди через несколько месяцев призываются на службу в армию. Многие из отслуживших на предприятие уже не возвращаются.

Второе - во многих случаях выпускники приходят на производство малоквалифицированными. Присвоенный в учебном заведении разряд не соответствует действительности, что создаёт определённую напряжённость в рабочих коллективах, потому что опытный рабочий имеет такой же разряд, как и молодой, мало что умеющий. Это недопустимо. Разряды по профессиям должны присваиваться выпускникам объективно, дифференцирование. За хороших выпускников с 4-м или 5-м разрядом, подтверждённым в трудовом коллективе, мы готовы платить, а с первым или вторым разрядом нам не нужны, их полно на улице.

Третья причина - многие учащиеся, около 40%, приехали из районов области. После окончания училища они сталкиваются с проблемой жилья. Общежитии нет, поэтому приходится возвращаться в те места, откуда они приехали. Но не везде их готовы принять на профильную работу.

И четвёртая причина - около 15-20 процентов выпускников не могут быть приняты на работу по состоянию здоровья.

Если условно оценить КПД профтехучилищ с точки зрения работодателя, то на наш взгляд из поступающих выпускников в корпорации остаётся 2-3 процента. Тем не менее, с государственной точки зрения - закрывать их нельзя, так как это социально необходимые учреждения, организующие молодёжь опасного переходного возраста.

Как мы выходим из этого положения?
Основным путём решения вопроса дефицита рабочих кадров для нас являются подготовка и переподготовка персонала в своём учебно-курсовом комбинате. Подготовка ведётся для лиц, не имеющих никакой специальности, по основным десяти строительным профессиям. Для тех, кто имеет специальность, но решил получить новую, проводится переподготовка (около сотни наименований профессий).

Большое преимущество учебного комбината состоит в том, что, пройдя необходимый теоретический курс, наши сотрудники обучаются на конкретных рабочих местах, узко специализированно. Это способствует росту профессионализма и значительно сокращает время, необходимое для освоения профессии, поскольку общеобразовательным дисциплинам обучать людей в этом случае нет необходимости.

Благодаря учебному комбинату у наших работников имеются все условия для получения смежных профессий, что очень важно при работе в такой многопрофильной организации как ЖБК-1.

Следует отметить, что основной контингент обучающихся составляют взрослые люди 30-40 лет, то есть уже со сложившимся мировоззрением и определившимися запросами. Эти в ПТУ не пойдут, а в учебный комбинат при заводе - и не зазорно, и удобно! Даже с этой точки зрения такие учебные комбинаты надо популяризировать, хотя их содержание и довольно затратное дело.

Мы отчётливо понимаем, что прививать уважение к труду надо с детских лет, со школьной скамьи. В этом убеждает и пример трудового воспитания наших детей в заводском детском доме. Достаточно сказать, что все 100 процентов выпускников нашего детдома хорошо адаптировались к самостоятельной взрослой жизни.



Более 50 старшеклассников 11-й школы и лицея № 38 учим строительному ремеслу в нашем учебном комбинате, под руководством опытных преподавателей. Освоив основы профессий плотника или отделочника, молодые люди уже по-другому будут воспринимать стройку и использовать полученные знания и умения в будущей жизни, например, при строительстве собственного дома или при выборе строительной профессии. Для школьников организуются экскурсии на завод, им предоставляется временная работа в период летних каникул.

К сожалению, и здесь огромный пробел: у государства и общества отсутствует идеология, направленная на формирование уважительного отношения к рабочим профессиям. Это уже принесло свои отрицательные плоды. Средства массовой информации и институты культуры стороной обходят ту грань нашей жизни, которая связана с производством, с поднятием престижа и популярности звания рабочего. Здесь тоже есть над чем подумать и проявить мудрость. А истинная мудрость, на мой взгляд, заключается не в одном только «голом» умственном осознании какой-либо истины, но и, прежде всего, в соответствующей ей внешней































Возврат к списку 

Новости

Подпишитесь на нас в соцсетях

*Поля, обязательные для заполнения.